Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”,
“выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор,
вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного
вырезания из бумаги. Термин распространен на территории Беларуси, Польши,
Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ
века. О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране
однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в
кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на
народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов
декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех
других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в
вытинанке.
Чтобы точно описать историю возникновения
и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития
бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов
(кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению
украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии – бумажные (ранее
кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под
канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века.
Возникновение и распространение вытинанки
в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и
переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя
бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком – это
письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие
по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней
столице Великого княжества. В ХVII – ХVIII веках паперни были почти в каждом
большом городе государства. В конце ХIХ – начале ХХ века вплоть до событий 1917
года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых
динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное
внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту
отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых
капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно
конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже
Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего
рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской
империи. Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского
интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ –
начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40
– 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным
этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из
дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так
и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных
отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”,
“лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры
гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами,
резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок
Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются
технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название
«выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).
Основные черты народной вырезки - симметрия
и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к
геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой
(зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание
нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные
занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок,
потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки
(“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю
вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам
Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи). На Западе Беларуси черными или
полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ. Наряду с изделиями
утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для
декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди
сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и
вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с
сюжетами изобразительного характера.
Поскольку бумага была дешевым и доступным
материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени
старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили
внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского
музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района.
Среди приобретений были и местные бумажные вытинанки, которые «использовались
местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди
прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытинанка вытесняется из
крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белоруссов
как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для
украшения окон к новогоднему празднику. В 70 - 80-е годы ХХ века произошло
возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий